КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ
ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО КАНДАЛАКША
23 октября 2020года локомотивному депо Кандалакша исполняется 105-лет. Это депо является самым старейшим в Мурманской области и одним из старейших в городе Кандалакша.
А начанало оно свою историю в районе пристани, на Нижней Кандалакше. В 1915 году было построено паровозное депо, здание которого было деревянным. Задачей паровозного депо было обеспечение обслуживания подвижного состава на участке Кандалакша – Семеново, а также сборку паровозов прибывших из США и Англии в разобранном виде. Русские рабочие и инженеры, совместно с американскими специалистами производили сборку и наладку паровозов. Это были не новые, но вполне пригодные для эксплуатации паровозы. Закупку паровозов типа 0-3-0 серии Т( №5686-5696)в количестве 11 штук производили в Америке у фирмы «Партер». Следующая партия паровозов типа 1-4-0 серии Хм индекс М в количестве 44 штуки прибыли в Мурманск. Доставляли паровозы водным путем через Архангельск в порт Кандалакша.
Официальной датой образования Кандалакшского локомотивного депо является октябрь 1915г.
В 1919г. 20января здание паровозного депо Кандалакша сгорело. На этом же месте было построено новое, также деревянное здание депо, которое действовало до 1925г.
В 1925г. было введено новое, каменное депо с поворотным кругом для разворота паровозов.
В 1934 году 7 ноября- в Кандалакше состоялось торжественное открытие электрофицированного участка железной дороги Кандалакша- Апатиты- Кировск. Первый поезд на электровозе ВЛ-19-40 провел Кандалакшский машинист А.Д.Кулигин.( В настоящее время электровоз ВЛ-19-40 установлен на вечную стоянку у входа в Кандалакшское локомотивное депо как первенец Заполярного электровозного движения).
В 1935г. был построен цех по ремонту электровозов.
2 ноября 1938г. – сдан в эксплуатацию электрофицированный участок Апатиты-Оленья. Первый поезд на электротяге пришел на станцию Оленья.
К концу 1939г. полностью завершены работы по электрофикации участка Кандалакша- Мурманск.
В конце первого квартала 1941г. в депо стали поступать с заводов паровозы серии СО-18 для замены менее мощных паровозов серии Эм.
20 июня 1941г. был получен приказ начальника дороги т.Гарцуева П.Н. о назначении комиссии по предварительной приемке вновь построенного участка дороги от ст.Пинозеро до ст.Ковдор, но комиссия была в срочном порядке отозвана ввиду начала войны.
Во время Великой Отечественной войны участки от Алакуртти до Ручьев, от Кандалакши до Лоухи постоянно подвергался налетам вражеской авиации.
В 1973г. 30 декабря- состоялось торжественное открытие электрофицированного участка железной дороги Кандалакша-Лоухи. первый поезд с почетными гостями провел по участку кандалакшский машинист В.К.Сальников.
21 мая 1985г.- кандалакшские машинисты В.И.Ильин и М.И.Беляев с помощниками А.А.Суслоновым и Е.А.Вилковым при участии машиниста-инструктора Н.Г.Рябинина на участке Ковдор-Пинозеро провели сдвоенный супертяжелый поезд из 100 вагонов с железным концентратом весом 10800 тонн.
1985 г. За проявленную инициативу по освоению капитального ремонта тепловозов в условиях депо мастер В.Е. Шашенков и слесарь В.И. Данилов удостоены звания “ Почетный железнодорожник”.
За годы работы локомотивного депо Кандалакша 90 работников депо награждены правительственными наградами.
15 октября 2001г. состоялся перевод участка Мурманск-Лоухи с постоянного на переменный род тока.
В 1934 году НКПС утвердил положение о знаке «Почетному железнодорожнику». Одним из первых на Мурманском отделении дороги этот знак в 1935г. получил мастер Кандалакшского локомотивного депо С.И.Соломатин.
На сегодняшний день 40 работников локомотивного депо награждены знаком « Почетный железнодорожник».
Начальники Кандалакшского локомотивного депо
со времени его образования.
Начальники паровозного депо ст. Кандалакша
1. Малишевский Александр Григорьевич - 23.10.1915.
2.Тихомиров Владимир Петрович - 1916 - 1917
3.Мысин Иван Николаевич - 1917 - 1918
4.Герасимов Иван Иванович - 1918 - 1935
5.Занатрин Георгий Владимирович – 1936 - 1939
6.Кузьмин Николай Дмитриевич. - 1940 - 1945
7.Бессмертный Александр Евгеньевич. – 1945 - 1949
8.Веденеев Алексей Викторович - 1949 - 1952
9.Афанасьев Антон Михайлович - 1952 – 1958
Начальники электровозного депо ст. Кандалакша
10.Ионас Генрих Густович – 1935
11.Молчанов Иван Константинович – 1936 - 1937
12.Мелатуд Илья Моисеевич – 1938 - 1944
13.Шиманов Фёдор Сергеевич – 1944 - 1946
14.Сорников Семён Макарович – 1947 - 1950
15.Хан Юрий Константинович – 1951 - 1956
16.Авдеев Михаил Михайлович – 1957 – 1958
Начальники локомотивного депо ст. Кандалакша после объединения
17.Рогов Алексей Николаевич – 1958 - 1960
18.Соколов Борис Николаевич – 1960 - 1961
19.Лукин Алексей Петрович – 1961 - 1971
20.Зайцев Анатолий Александрович – 1972 - 1975
21.Стрельников Станислав Васильевич – 1976 - 1978
22.Денисов Ким Евдокимович – 1979 - 1981
23.Гедгафов Валентин Касимович – 1982 - 1984
24.Комаров Александр Васильевич – 1985 - 1988
25.Костенков Юлиан Евгеньевич – 1989 - 1992
26.Лейко Николай Николаевич – 1992 - 1999
27.Суслов Николай Витальевич – 1999 - 2001
28.Кот Михаил Владимирович – 2002 - 2007
29.Лебедев Алексей Вячеславович - 2007- 2008
30.Игнатьев Сергей Владимирович - 2011 - 2015 (ТЧ-5)
30.Ярчевский Андрей Борисович - 2008- 2011 (ТЧ-27)
31.Кот Дмитрий Михайлович - 2011- 2013 (ТЧ-27)
32.Шатунов Юрий Александрович - 2014-2015 (СЛД-13)
33.Рожин Игорь Николаевич - 2014-2015 (ТЧ-27) последний начальник локомотивного депо ТЧ-27
34.Фёдоров Максим Николаевич – 2015- по н/в (ТЧ-5)
35.Старицын Евгений Юрьевич – 2016 – по 2017 (СЛД-13)
36.Васильев Игорь Вячеславович- 2017 - по н/в (СЛД-13)
Локомотивы эксплуатируемые в Кандалакшском
локомотивном депо.
1. Паровозы
- Серия «Щ» Харьковский завод 1912г.- 65 км/час.
- Серия «Э» «Эу»- Луганский завод 1912г. 55-65 км/час
- Серия «Ов»- Каломенский завод
- Серия «С»- пассажирский паровоз Сармовский завод
1915-1918г.
- Серия «СО»- грузового движения 70 км/час
- Серия « Су»- пассажирский паровоз 90км/час
- Серия «Л»- грузовой паровоз
- Серия « П-36»- пассажирский паровоз
- Серия «Э-м»- грузовой паровоз
2. Тепловозы
- ТЭ-1- Харьковский завод. 1947г. 93 км/час
- ТЭ-2 Харьковский завод 1948-50г. 93км/час
- ТЭ-3- Харьковский завод 1953г. мощность 4000л/с,100км/ч
- 3ТЭ-3- -«- 3 секции.
- ТЭП-10, ТЭП-60- пассажирские тепловозы
- ТЭМ-1, ТЭМ-2, ТЭМ-7, ТЭМ-7А - маневровые тепловозы
- М-62, 2М-62, ТЭ-10, 2ТЭ-10м, 3ТЭ10м, 2ТЭ-116- грузовые тепловозы.
3. Электровозы
- ВЛ-19,ВЛ-22м, ВЛ-23, ВЛ-10, ВЛ-10у, ВЛ-15, ЧС-2т, ВЛ-80с, ВЛ-80т, ЭП-1,ЭП-1М,2ЭС5К, 3ЭС5К
С 1июля 2014 года ремонт локомотивов передан на сервисное обслуживание в ООО «ТМХ-Серис», далее переименованное в ООО «ЛокоТех-Сервис». На сегодняшнее число в сервисном локомотивном депо Кандалакша трудятся 487 человек.
И за 105-лет в депо уже сложилось много династий: Васильевы,Крутиковы,Ярчевские,Коротких,Черябушкины,Польские; рядом с отцами уже работают сыновья: Черняевы, Терентьевы, Соколовы, Дроздовы, Гурьевы, Григорьевы.
|